×
25.11.2021

Хохлома: от истоков до современности

Посуда с хохломской росписью — такой же узнаваемый символ России, как матрёшка или самовар. Но что сделало промысел настолько известным? Как он появился и почему до сих пор процветает? Об этих и других секретах хохломы читайте в нашей статье.

Кратко о хохломской росписи

Хохлома — это яркая декоративная роспись по дереву, которую легко узнать по сочетанию золотистых, красных, чёрных и зелёных тонов. Золотой оттенок в ней есть всегда, но при отделке такая краска не используется. В этом особенность хохломы. Вместо пигмента мастера применяют порошок олова, который при обжиге приобретает нужный цвет.

Хохлома обманчива не только внешне, но и в названии. Обычно промысел именуют по месту изготовления, но родиной этой росписи считаются несколько деревень — Большие и Малые Бездели, Хрящи, Шабаши, Мокушино, Глибино. Деревня Хохлома же была просто местом сбыта, где продавали готовую посуду. Однако именно она помогла русской росписи стать известной на весь мир. Но об этом позже.

История возникновения хохломы


Хохломская роспись появилась в XVII веке, в глухих деревнях за Волгой. После татаро-монгольского ига местные земли были разорены, поэтому для жителей поселений промысел стал главным источником дохода и способом выжить.

Как именно возникла роспись, точно неизвестно — популярно несколько версий. По одной из них промысел появился благодаря старообрядцам, которые после церковной реформы были вынуждены скрываться в лесах Заволжья. Среди беглецов были искусные умельцы, писавшие иконы и миниатюры для книг, которые использовали олово вместо позолоты для своих работ. Местные же жители отличались токарными талантами и поколениями изготавливали посуду. По воле случая эти традиции пересеклись и появилась хохломская роспись.

Однако есть документы, которые доказывают, что нижегородские мастера использовали олово для росписи по дереву прежде, чем произошёл раскол — в 1640–1650 годах. То есть до того, как на их земле появились старообрядцы. Это не опровергает, но ставит под сомнение первую теорию.


Есть и другая версия рождения хохломы — народная. По легенде роспись появилась благодаря Андрею Лоскуту, талантливому иконописцу. После церковной реформы он уехал подальше от столицы и укрылся в Заволжье, чтобы создавать иконы по прежнему образцу и украшать росписью посуду. Но кто-то донёс о нём патриарху, и тот отправил военных. Чтобы спастись от преследователей, Андрей Лоскут сжёг себя, но прежде завещал людям сберечь своё дело.

Развитие хохломского промысла

Хохломской промысел долго не развивался из-за высокой цены на олово. Привозной материал купить могли далеко не все, поэтому требовался состоятельный заказчик. И он нашёлся, им оказался Троице-Сергиев монастырь, куда позже свозили работать крестьян из 80 деревень. Именно эти поселения и известны сегодня как родина хохломской росписи.

Промыслу очень повезло с расположением. Село Хохлома, куда отправляли расписную посуду, было крупным центром торговли. Через местную ярмарку расписанная посуда и мебель распространялись по всей стране и попадали за рубеж. Близость Волги помогала делу развиваться — через реку, а потом прикаспийские степи изделия перевозили в Индию и Среднюю Азию. В Европу хохлому тоже доставляли, туда она попадала через Архангельск.


Расцветом хохломского промысла стал XIX век, а точнее вторая его половина. До этого времени художественная посуда уже была популярна в массах и стала частью русской культуры, но неожиданно получила новый виток развития. В моду вошёл русский стиль, поэтому народные промыслы привлекли внимание образованной части общества. К хохломе стали проявлять интерес как к искусству.

В 1853 году посуда с «золотой росписью» в первый раз попала на Всероссийскую промышленную выставку в Москве, а после с успехом выставлялась в других городах страны и во Франции. Ценителей хохломы становилось всё больше, и в их число попала царская семья. Известно, что императрица Мария Фёдоровна хвалила мастерство народных умельцев и даже одарила одного из них, Михаила Красильникова, золотыми часами за искусство.


Спрос на хохломские изделия растёт. Они хорошо продаются на отечественных ярмарках, но одно событие делает промысел феноменально успешным и за рубежом. В 1899 году хохлома покоряет Париж — завоёвывает Гран-при на Всемирной выставке и после неё получает настоящую международную любовь. Это резко увеличивает экспорт.

В XIX веке хохломская ложка стала одним из самых популярных товаров среди иностранцев. При этом русские умельцы тратили на создание одного экземпляра всего 15 минут. Немцы пробовали повторить успех и организовать своё производство, но в итоге не смогли добиться нужного качества.

В 1912 году состоялась плавучая выставка работ с хохломой. Судно отбыло из порта в Одессе и добралось до стран Средиземноморья. В это же время в Европе открылись первые международные точки, где можно было купить предметы промысла — в Варшаве и в Париже.

С приходом ХХ века хохломской промысел начал угасать, но ненадолго — когда в Советском Союзе стали популярны артели, производство возобновилось. В 1960-х годах появилось объединение «Хохломская роспись» и фабрика «Хохломской художник». Эти предприятия в городе Семёнов и селе Сёмино до сих пор работают и считаются главными центрами промысла. Любой может попасть туда на экскурсию и своими глазами посмотреть, как создаётся легендарная хохлома.

Самая большая ложка в мире украшена хохломой и находится в России. Длина рекордсменки — 2,67 м. Посмотреть необычный экспонат можно в музее при фабрике в городе Семёнове.


Технология производства

Художественную роспись не зря считают искусством, изначально ей владели только специально обученные люди. Украшенные орнаментом предметы были редкостью, доступной лишь состоятельным людям. Но чем популярнее становился промысел, тем масштабнее требовалось производство.

В истории хохломы был момент, когда из-за большого спроса перекупщикам нужно было много дешёвого товара. Это привело к тому, что качество посуды снизилось, а рисунки стали проще. Но власти и интеллигенция смогли вовремя исправить ситуацию и наладили обучение мастеров. Так появились многие художественные школы, в том числе семёновская школа хохломы.


Технология производства хохломских изделий сложнее, чем кажется. Чтобы получить расписанную ложку или поднос, нужно пройти несколько этапов.


Этап

Описание

1. Создание заготовки

Для изделий используют лиственные деревья местных пород — берёзу, липу, осину. Дерево просушивают, вытёсывают и обрабатывают на токарном станке. Затем снова сушат от 3 до 20 дней, чтобы в будущем лак не пузырился. Получают «бельё», так называют нерасписанные заготовки.

2. Обработка вапой

Вапа — разновидность глины. Её раствор смешивают с мелом и с помощью шерстяной материи смазывают им изделие. Затем просушивают и вновь обрабатывают. После процедуры заготовку ставят на несколько часов в сушильный шкаф. Затем охлаждают и немного шлифуют.

3. Покрытие олифой

Сначала из льняного масла варят олифу. Потом покрывают ею заготовку в несколько слоёв: окунают тампон из вывернутой овечьей или телячьей кожи и быстрыми движениями втирают олифу в поверхность, поворачивая изделие. После покрытия заготовку сушат несколько часов, затем наносят следующий слой. Эта процедура определяет качество изделия и прочность росписи. Когда заготовка приобретает ровный блеск, переходят к следующему этапу.

4. Лужение

При лужении втирают оловянный или алюминиевый порошок (сейчас чаще используется последний), который дарит хохломе знаменитую позолоту. Полуду наносят специальными приспособлениями — куколками. Они представляют собой кожаный тампон с пришитым кусочком натурального меха, который для удобства подстригают. После лужения заготовки становятся почти зеркально блестящими и передаются на роспись.

5. Роспись

Расписывают изделия обычно женщины и делают они это на весу. Чтобы было удобнее, мастерицы сидят на специальных низких табуретах и используют невысокие столы. Художницы опирают заготовку о колено, слегка фиксируют её левой рукой и расписывают правой. Это позволяет легко поворачивать и наклонять изделие. Украшают заготовки только вручную, поэтому рисунок никогда не повторяется.

6. Лакировка

После росписи изделия 4–5 раз пропитывают лаком и просушивают перед каждым новым слоем.

7. Закалка

На финальном этапе изделие несколько часов держат в печи при температуре 150–160 °С. После этого лак становится медовым и в сочетании с металлическим слоем даёт узнаваемый золотистый цвет хохломы.


Секреты хохломской росписи


Роспись начинается с выбора красок. К ним мастера применяют особые требования, ведь при нагревании некоторые пигменты выгорают. Для хохломы используют термостойкие краски: сажу, киноварь, охру и другие. Главными цветами, которые делают хохломскую роспись узнаваемой, считаются чёрный и красный. Остальные применяют, чтобы оживить узор.

Основа рисунка в хохломской росписи — растительный орнамент. Стебли, плоды, листья и цветы переплетаются на поверхности предметов и делают их нарядными. Некоторые орнаменты даже имеют свои названия:

  • «Травка» — рисунок трав, стеблей и кустов, напоминающий знакомые нам растения. Например осоку или луговик.
  • «Под листок» или «под ягодку» — рисунок, в котором кроме травы присутствуют цветы, листья и плоды.
  • «Пряник» — ромб или квадрат в центре посуды, украшенный солнечными лучами, плодами, цветами или травинками. Обычно используется внутри чашек.
  • «Кудрина» — рисунок в виде листьев, цветов и ягод, которые образуют ковёр из завитков.

Помимо узоров, изделия с хохломой разделяют по типу росписи. Она может быть «верховой» либо «под фон». В первом случае рисунок наносят на серебристый фон (который потом станет золотистым) — чёрным или красным цветом выводят главную композиционную линию, а затем добавляют завитки, капельки, усики и другие детали. При нанесении «под фон» сначала намечают контур рисунка и заполняют краской фон, а сам рисунок после закалки получается золотым.

Хохломские художники владеют особым приёмом росписи по дереву: они могут держать кисть так, чтобы работали не только пальцы, но и рука целиком. Это позволяет им одним движением делать длинные мазки и наносить ряд штрихов на объёмные поверхности.

Изделия с хохломой

Хохломская роспись существует уже более 300 лет. Благодаря оригинальному способу превращать деревянные изделия в «золотые» без драгоценного металла этот промысел стал известен на весь мир. Однако вещи с хохломой любят не только за вид и нарядность — если бы не было прочного лакового покрытия, которое позволяет использовать предметы в быту, они бы не получили такой популярности.


Как и в прошлом, сегодня знаменитую роспись применяют чаще всего для украшения посуды. К традиционным формам изделий относятся резные ложки и токарная посуда: миски, блюда, солонки, кружки. Декорированные хохломой, они делают наряднее любой стол и не портятся от контакта с продуктами.

Выбор изделий с росписью постоянно расширяется. Сейчас мастера создают целые сервизы расписной посуды и декоративные предметы для дома: полки, кашпо, вазы, подсвечники и прочее. Всё это вы можете найти на нашем сайте.


Показать больше товаров

Хохломской промысел — это русская легенда и возможность соприкоснуться с традициями. Не упустите её, поселите частичку истории у себя дома.

Все новости

Комментарии (0)

Правила публикации комментариев к статьям

ООО ТД «Сима-ленд» вправе самостоятельно и без уведомления пользователей отбирать комментарии для публикации. Мы не публикуем комментарии, в которых содержится:

  • информация, противоречащая законам РФ;
  • ненормативная лексика, высказывания оскорбительного характера;
  • информация, не относящаяся к тематике статьи;
  • ссылки на другие интернет-магазины, а также упоминания конкретных продавцов и импортёров товаров;
  • утверждения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию третьих лиц (в том числе магазинов, производителей и импортёров товаров);
  • материалы, нарушающие права третьих лиц, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

ООО ТД «Сима-ленд» оставляет за собой право удалять опубликованные комментарии в любое время, а также самостоятельно определять срок, в течение которого они считаются актуальными и на который они публикуются на сайте.

Мы не принимаем на себя обязательств сообщать пользователям о причинах отклонения публикации и удаления ранее опубликованных комментариев.

Если пользователь оставляет комментарий, отвечает на комментарий или вопрос к нему, он соглашается получать уведомления о новых ответах на свои комментарии.

Россия
Сайт отображается неправильно
×

Ваш город

Екатеринбург

Ближайшая дата: 29 апреля.
подробнее
×

Сейчас вы используете не все возможности сайта

В настройках вашего браузера отключен обмен данными с cookies и local storage, что может привести к некорректной работе сайта.

Как исправить?
Сообщить об ошибке