«Система – путеводитель. Откройте и читайте. Система – справочник, а не философия. С того момента, как начнется философия, системе конец. Система просматривается дома, а на сцене бросьте все. Систему нельзя играть. Никакой системы нет. Есть природа». К.С. Станиславский.
Действительно, все театральные системы, любой вид актерского творчества, основаны на природе человека. Его знаменитая Система для того и создавалась, чтобы артист, владеющий своей профессией, мог на сцене забыть «грамматику», ставшую автоматическим навыком, и свободно парил в области правды. Одним из непременных условий органического творчества К.С. Станиславский считал воспитание в актере чувства правды. Не случайно легендарным стало его знаменитое «не верю», обращенное к артисту.
В основе Системы лежит теория сценического искусства, уникальный метод актерской техники, разработанный К. С. Станиславским, целью которого является достижение полной психологической достоверности актерской игры. Система была полностью описана в труде К. С. Станиславского «Работа актера над собой», который вышел в свет в 1938 году. Эта работа – своеобразная «нотная грамота» профессиональная азбука любого артиста. Система К. С. Станиславского всесторонне продуманная, исторически обоснованная и экспериментально проверенная библия актерской профессии, «целая культура, на которой надо расти и воспитываться долгие годы».